Рождение одаренного ребенка в нашем обществе – это и предмет
родительской гордости, и огромная ответственность. Безусловно, талант
ребенка: художественный, языковой, музыкальный или спортивный - нужно
развивать, а компетенции родителей в этих областях зачастую не хватает.
Поэтому приходит мысль отдать ребенка в школу, общеобразовательную или
специализированную, где работа с одаренными детьми организована
наиболее эффективно. Итак, ставим вопрос следующим образом: «Нужно ли
торопиться отдавать одаренного ребенка в школу?»
Первый вариант
– общеобразовательная школа, лицей, гимназия и т.п. Обратим внимание на
то, что одаренный, к примеру, в математике, малыш совсем не обязательно
опережает развитие своих сверстников по всем параметрам, особенно
психологическим. Отдавая его учиться вместе с детьми более старшего
возраста, мы можем усложнить его социальную адаптацию – старшие дети
могут более свободно общаться, обладать большим жизненным опытом именно
в силу возраста.
Надо
отметить, что во многих случаях одаренные дети весьма ранимы и
малообщительны – зачастую это является оборотной стороной их
одаренности. Поэтому у таких детей часто возникают проблемы в общении с
одноклассниками. В этом случае можно отдать одаренного ребенка в группу
подготовки сначала и посмотреть: как он выдерживает урок, умеет ли
соблюдать дисциплину, самостоятелен ли. Иначе всю одаренность затопчут
суровые будни, останется стресс и нелюбовь к учебе.
С другой
стороны, если ребенок способный, все на лету схватывает, значит, на
учебу он может потратить времени меньше, а не больше. Так зачем его
загружать группой подготовки или вести с шести лет в школу, если целый
год можно потратить на его развитие, например, в спорте.
Второй
важный момент – отношения с учителями. Если малыш сильно опережает
программу, на уроке ему скучно и нечем заняться, а преподаватель
требует усидчивости и внимания, может произойти конфликт, и у ребенка
исчезнет желание заниматься и узнавать новое. Часто школьные
преподаватели давят своим авторитетом, не обладают необходимыми
педагогическими приемами, пытаясь сравнять весь класс по успеваемости,
- подобные вещи можно подвергнуть мониторингу, расспросив ребенка о
преподавателе и его поведении.
Еще один вариант развития –
специализированные школы. Они, как правило, созданы для воспитания
талантливых и одаренных детей. В школах искусств, художественных и
музыкальных гимназиях обязательно возрастное разделение, и начинается
обучение зачастую с 4-х лет. Обучение там эффективно, если не возникает
психологического дискомфорта из-за общения со сверстниками. Но и в этом
случае нужно ненавязчиво расспрашивать ребенка, получать от него
обратную связь: комфортно ли ему в школе, нравится ли учиться, есть ли
у него друзья.
Самым эффективным образованием для одаренного
ребенка остаются индивидуальные занятия. По словам психотерапевта
Андрея Хаванова: «Здесь вопрос не в их даре, а в том насколько хорошо
они, с этой особенностью, могут приспосабливаться к реалиям жизни.
Одаренный ребенок по определению выбивается из средней массы, он
ненормален (если средний - это норма) – следовательно, отношения с
другими детьми он выстраивает по-другому и отношение к нему детей
другое».
Такое отличие его от остальных дает результат:
ребенок приспосабливается жить с этими своими отличиями (ладит и с
собой и с окружающими) или ребенок не приспосабливается (что-то не
ладит). Насколько ребенок адаптивен, должен выяснять профессиональный
психолог (используя тесты и прочий психологический инструментарий). Он
же должен сказать можно ли его отдать в школу в этом возрасте или нет.
Короче каждому ребенку - индивидуальный подход! Потому как «что
русскому хорошо - немцу смерть».