Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень
тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не
выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться
невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.
Повышенная эмоциональность ребенка, склонность к беспокойству,
беззащитность, ранимость и уязвимость при противоречивых, не всегда
обоснованных требованиях родителей, легко может травмировать ребенка и
привести как к нервным срывам или полному непослушанию.
Для полноценного психического развития детей нужно понимание и
эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде
сверстников. В общении с другими многим детям не хватает
непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях,
бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.
Формирование поведения детей в семье
Отклонение черт характера и поведение детей формируется в результате
отклонений в семейных отношениях и воспитании. Изменения личности
родителей, или одного из родителей приводит к развитию конфликтных
ситуаций в семье, и создают проблемы в воспитании детей.
Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и
за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное
поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность
родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа
родительского авторитета.
Анкета родителей
В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и
понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми
близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их
внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с
детьми.
Для того чтобы лучше понять причины плохой успеваемости и
недисциплинированности учащихся, необходимо узнать мнение родителей о
поведении своего ребенка в семье, поэтому родителям и предлагается
заполнить Анкету
родителей из пакета психологических тестов "Отношения".
Анкета, заполняемая родителями, дает возможность охарактеризовать
поведение ребенка в семье:
- исполнительность и послушность,
- выполнение поручений родителей,
- поведение,
- чуткость и отзывчивость к родителям и близким,
- трудолюбие,
- простота и скромность в отношениях к родным и близким,
- критичность к другим людям,
- самокритичность,
- отношение к выполнению домашних заданий,
- отношение к выполнению общественных поручений,
- отношение ребенка к своему классу, школе.
Результаты анкетирования помогут анализировать поведение ребенка в
семье, его отношение к учебе, причины его недисциплинированности и
плохой успеваемости и даст возможность преподавателю и школьному
психологу и родителям скорректировать у ребенка поведение и отношение к
учебе.
Отношение родителей
Важным условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и
детьми является взаимная информированность родителей и детей, в этом
случае будет и формироваться хорошее отношение к учебе. Взаимная
информированность родителей и детей дает возможность прийти к
взаимопониманию и уважению мнения друг друга.
В совместных делах не только родители открывают характер детей, но и
дети познают сложный мир взрослых, их образ мыслей и переживаний, лучше
узнают своих родителей. Родители могут больше спрашивать с детей,
отдавая им свое время, чувства, обеспечивая им достойную жизнь.
Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок,
воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке
взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.
Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от
домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае
ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.
Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно
понимать их, знать направленность их личностей, интересы, уровень их
знаний, умений. Если в семье нет подобной информации о детях, в таком
случае появятся взаимные трудности в общении.
Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы,
прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное
русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при
необходимости признавать свои ошибки.
Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих
сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в
общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых
людей.
Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в
своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.
Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой,
во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на
формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь
потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило,
возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.
Опросник Родительское отношение из пакета "Отношения" предназначен
для выявления отношения родителей, обращающихся за психологической
помощью по вопросам воспитания детей и проблем общения с ними.
Результаты тестирования показывают интегральное эмоциональное
отношение к ребенку со стороны родителей, как они его воспринимают
(принимают или отвергают). Наилучшее отношение родителей к ребенку при
кооперации с ребенком, в случае полного симбиоза с родителями, ребенку
грозит судьба человека несамостоятельного и неуверенного в себе,
авторитаризм родителя — это постоянный контроль за ребенком. Неудачник,
по мнению родителей, инфантилен и несостоятелен.
Анализ семейного воспитания
Воспитание детей можно охарактеризовать определенными сторонами
отношения родителей к детям:
- В общении с детьми родители зачастую компенсируют свои чувства, свои
нервные состояния, нередко переходя на крик и физические воздействия,
подавляя детей свои авторитаризмом и педантизмом.
- Родители, не замечая своих недостатков, требуют искоренения подобных
недостатков у детей, которые, слепо подражая родителям, не понимают
своей вины.
- Родители говорят одно, а делают другое, ставя при этом детей в
тупик.
- Родители не могут стать детям друзьями и наладить с ними
доверительные, теплые отношения.
В этом случае можно перечислить основные параметры нарушения
воспитания:
- Непонимание своеобразия внутреннего мира детей.
- Непринятие детей, их индивидуальности и особенностей.
- Несоответствие требований и ожиданий родителей.
- Негибкость родителей.
- Неравномерность отношений с детьми в разные периоды их жизни.
- Непоследовательность в обращении с детьми.
- Несогласованность отношений между родителями.
- Аффективность — раздражение, недовольство, тревога, беспокойство,
страх.
- Тревожность.
- Доминантность — безоговорочность, категоричность, полное подчинение
детей.
- Гиперсоциальность — воспитание без учета индивидуальностей ребенка.
- Недоверие к возможностям детей.
- Нечуткость.
- Противоречивость.
Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не
вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую
дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей
складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.
Опросник Семейное воспитание из
пакета психологических тестов "Отношения" позволяет детально
диагностировать основные формы нарушения семейного воспитания и их
характер.
|