В понятие «суеверие» традиционно вкладывается негативный смысл. Но
относится ли это к детским суевериям? Ведь в словаре Даля есть еще одно
значение этого слова – «вера в чудесное».
Целую неделю провел
маленький Олежка с сестрой Катей в деревне. Дети были в восторге и от
речки, и от кур-гусей-уток, и от "рогатого коня" (коровы), от
всего-всего! А ночью Олежка вдруг горько заплакал. Ни мама, ни бабушка,
ни кошка Муся, принесенная ему в кроватку, не смогли утешить малыша, но
всхлипы разбудили шестилетнюю сестренку и она, как старшая, внесла
ясность.
Оказалось, Олежка рыдал из-за... домового. Каждый вечер
он с бабушкой ставил у печки блюдце молока, чтобы домовой попил, стал
добрым и охранял деток всю ночь. Каждое утро дети проверяли и
радовались: молока в блюдечке не было. А потом пришел дядя Толя и
сказал: "Домовых не бывает, это Муська, дармоедка, молоко пьет". К
концу печального рассказа дети уже рыдали в унисон: они не могли
объяснить словами и просто плакали от обиды за развенчанное чудо. Да и
в непривычной обстановке, в темноте, было страшно. Пришлось и бабушке,
и маме долго уговаривать малышей, что дядя пошутил, а добрый домовой
всегда охраняет их...
Странные истории
Детские
суеверия можно назвать обманом, игрой воображения, а можно - иначе:
необходимым кубиком в создаваемой ребенком картине мироздания.
Человечек еще только начинает учиться жить по законам непонятного мира
взрослых, и помогают ему в этом, как ни странно, суеверия. А
неосторожное вмешательство взрослых с их рациональным мышлением может
быть опасно. Очень важно не разрушить, а войти в этот детский мир, где
царит не безрассудный вымысел, а отважный поиск.
Иногда суеверия
ребенка могут оказаться важной информацией к размышлению. Ребенку
трудно словами выразить свои чувства, бывает, он и сам не понимает (или
боится сказать открыто), что с ним происходит. Тогда свое недовольство,
страхи и опасения ребенок выразит иносказательно, через странные
истории, происшедшие с кем-то где-то.
Психологам
известно: чтобы благополучно пережить какую-то травмирующую ситуацию,
от нее надо освободиться, например рассказать, проиграть, в общем,
выплеснуть из себя вредные чувства - и чем эмоциональнее это сделаешь,
тем эффективнее. Так что, если дитя в порыве откровенности спрашивает
вас: "А правда, что..." - и дальше звучит пугающая тарабарщина, не
впадайте в панику, а внимательно разберитесь с ситуацией.
Гроб на колесиках
Из
поколения в поколение дети рассказывают ЭТО: о черных избушках в черном
лесу, об отрубленных пальцах, о гробе на колесиках... Голос сказителя
звучит все тише и тише, маленькие слушатели трясутся от страха, потом
громкий визг, писк - масса эмоций и облегчение, что все кончилось.
Среди
детворы всегда популярны суеверия, так или иначе связанные со смертью,
покойниками, кладбищем. Маленький ребенок воспринимает смерть как сон,
но лет в пять-шесть мысль о смерти становится пугающей. И слушают дети,
как на кладбище ночью открываются могилы и гремят костями скелеты, а
еще колдуны
или ведьмы воруют детей. Тут же выдаются и рецепты спасения: три раза
перекреститься, сказать "чур-чура", сразу же спрятаться или убежать.
В
сущности, дети проводят эффективный аутотренинг и получают хорошую
эмоциональную разрядку. Но иногда случается иначе: услышанная история
так поразит малыша, что ему повсюду начинают мерещиться чьи-то шаги,
лица за темным окном. В этом случае нельзя смеяться над ребенком, иначе
он перестанет вам доверять. Лучше обсудить ситуацию и приободрить
ребенка, убедить его, что вы всегда рядом, надо только позвать.
Переделайте
страшную историю в сказку с хорошим концом, где ребенок будет храбрым
героем. С ним вместе могут действовать любимая собака,
кошка, игрушка. Предложите нарисовать главного "героя" пугающей истории
(можно и нескольких). А потом пускай ребенок пририсует чудищу деталь,
которая превратит его в глупого, смешного и совсем не страшного.
Посмейтесь вместе - тогда для ребенка на эмоциональном уровне
произойдет завершение ситуации.
Бойцовский клуб
Конечно,
дети очень впечатлительны. Но нужно помнить, что к тому же большинство
детей наделены эйдетическим воображением (его еще называют
фотографической памятью): они могут описать увиденную когда-то сцену со
всеми подробностями - словно та стоит у них перед глазами. Поэтому
услышанное и увиденное воспринимается по-разному - и, например,
телевизор в сотни раз усиливает эмоциональное воздействие.
Малыш
как губка впитывает в себя всю информацию, льющуюся с экрана. И вашу
реакцию тоже. Просмотр триллеров и новостей (что сейчас практически
одно и то же) может кончиться для ребенка страхами и ночными кошмарами,
в худшем случае - сформируются привычка и безразличие к чужому
страданию. И тогда не стоит удивляться, что сын отрывает лапки
кузнечику - перед его глазами на экране отрывали головы, выкручивали
руки, и родители не возмутились, не прекратили это безобразие, а просто
смотрели.
Но, даже если вы следите за телевизионным "меню" и
малыш смотрит только мультфильмы, все равно эти впечатления нуждаются в
ваших комментариях. Ведь забавные издевательства мышки Джерри выглядят
не так забавно, если учесть, что ребенок впитывает установки типа:
"обидели - отомсти", "меня толкнули - я убью". Берегите психику
ребенка: спрашивайте, что думает ребенок на пугающие темы, верит ли он
в то, что мир так опасен и всех надо "убивать первым". И если верит -
рассказывайте о другом, добром мире.
Старая, старая сказка
Раз
суеверие для ребенка - это вера в чудесное, то и сказки, по большому
счету, можно отнести к суевериям. Они тоже помогают понять мир и
объясняют вечные истины. Уже годовалые дети начинают активно и
настойчиво интересоваться новыми вещами. А где новое, там и, из-за
отсутствия опыта, опасное. Ребенку можно объяснять, запрещать, но давно
известно, что жесткие нравоучения плохо усваиваются. Поэтому куда более
надежный способ, проверенный веками: колыбельные песенки, сказки,
"наивные" народные игры.
Сорока-ворона, которая "кашку варила,
деток кормила". Только "этому не дала", а почему? Потому что он
ленивый. "Поехали-поехали за сладкими орехами" - малыш жмурится, а
потом радостно визжит, запоминая, что из ямки можно выбраться, если
ухватиться ручками за маму. Народные сказки ненавязчиво дают ребенку
эмоционально закрепленную модель поведения.
Посмотрите, как
просто передается мысль о нужности каждого живого существа в "Репке":
без маленького мышонка (малыша) не обойдется вся остальная компания
(взрослые). Правило "Помоги другим - и помогут тебе" объясняет сказка
"Гуси-лебеди". Иммунитет против беспечности вырабатывает "Колобок".
Жалко наивного колобка, так и хочется приделать сказке хорошую
концовку, но недаром из поколения в поколение сказки сказываются
одинаково именно в таком, неблагополучном варианте. Малыш верит в
реальность этих историй и учится необходимым реакциям, которые
закрепляются на уровне подсознания.
Звезда в ладошке
Только
маленький ребенок знает, что чудеса - явление обычное. Весь мир для
него - живой. Нет знаний, опыта, зато есть неистребимый
исследовательский инстинкт. Он заставляет ощупывать, рассматривать,
пробовать на вкус и - на свой лад, доступным ему способом - объяснять
необъяснимое. Малыш как бы создает свою концепцию мира, с которой ему
легко и приятно жить.
В мире ребенка имеет право на
существование все: звезда на ладони, Баба Яга, говорящая кошка... Но
зато реальность и вымысел в таком мире пребывают в полной гармонии, а
если случается неприятность, дети знают: звери, птицы, деревья - все
придут на помощь, только позови. В их мире случаются страшные события,
но добро сильнее зла. Давайте не мешать нашим детям оживлять такой
странный для нас мир, где можно найти и подружиться с домовым, где от
страшных вампиров защищает чеснок, а снежный человек боится женского
визга. И давайте внимательно слушать детские фантазии!