Неподдельный интерес у психологов, ученых и простых обывателей вызывает
феномен т.н. «детей индиго» - людей «новой расы», отличных от своих
обычных родителей. В то время как в научных и околонаучных кругах
ведутся споры о том, есть ли среди нас эти самые «индиго» и что они
собой представляют, мы не замечаем главного: а дети-то сегодня и в
самом деле изменились. И речь идет не о сверхнеобычных способностях, а
о самом элементарном: непослушании, плохом поведении, неустойчивом
внимании подрастающего поколения.
Не так давно мне пришлось
разговаривать с учительницей начальных классов. Женщиной молодой, но с
достаточным педагогическим опытом за плечами. Она сказала: «Что-то
непонятное творится с учениками. Все старые педагогические приемы можно
отправить на свалку. Из года в год работать с детьми становится все
сложнее: шумные, не могут ни минуты усидеть на месте, быстро устают.
Чтобы удержать их внимание в течение урока, каждый день приходится
придумывать что-то новое».
К сожалению, сегодня диагнозы «гиперактивность», «синдром дефицита внимания» невролог
ставит практически каждому третьему ребенку. Причин появления подобных
отклонений множество. В их числе – инфекционные заболевания мамы во
время беременности, тяжелые роды и многое другое.
Как
правило, диагноз «СДВГ» ставят детям старше 6 лет, но симптомы
заболевания у таких ребятишек проявляются гораздо раньше. Гиперактивные
малыши «гиперактивны» с рождения: в большинстве своем они
метеозависимы, плачут чаще и больше, чем их сверстники. Врачи и
психологи до сих пор не могут прийти к консенсусу: одни полагают, что
лечение СДВГ сводится к применению медикаментозной терапии, другие
считают, что решающую роль играет правильное воспитание ребенка,
использование нестандартных педагогических приемов. В идеале, диагноз
СДВГ должна поставить комиссия, в состав которой войдут невролог,
психиатр, психолог, педагог.
Прогнозы на будущее для
гиперактивных детей достаточно оптимистичны: такие малыши обычно
полностью сохранены в интеллектуальном плане, сообразительны, ни в чем
не отстают от сверстников. Но – более шумные, расторможенные,
утомляемые, подверженные частым сменам настроения и очень «неудобные»
для родителей, воспитателей и педагогов. Их невозможно ни на минуту
оставить без присмотра, их постоянно нужно организовывать, занимать
какой-либо деятельностью. В процессе взросления все дети
«выравниваются».
Но нельзя допустить, чтобы плохие привычки
малышей с СДВГ формировали характер, который, в конечном счете,
определяет судьбу. Итак, если вы замечаете, что ребенок агрессивен,
часто теряет вещи, не выполняет просьбу, которую повторили несколько
раз – необходимо обратиться за консультацией к неврологу и психологу.
Возможно, СДВГ – именно ваш случай. Но самостоятельно ставить диагнозы
своему малышу не нужно, ни в коем случае.
К сожалению, наша
система образования далека от совершенства, и в рядовых детских садах,
несмотря на наличие такой кадровой единицы, как психолог, о синдроме
дефицита внимания и гиперактивности воспитатели знают очень мало. В
связи с этим, родителям беспокойных малышей приходится выслушивать
малоприятные высказывания в свой адрес. Как правило, мамы и папы идут
на конфликт: доказывают свою правоту, обвиняют персонал в
несостоятельности.
Психологи видят иной путь решения проблемы:
ответственность за поведение сына или дочери в детском саду они
предлагают возложить на плечи воспитателей. Как только работники ДОУ в
очередной раз пожалуются на то, что ваше гиперактивное чадо
отказывается убирать игрушки, поинтересуйтесь, а какой выход видят сами
воспитатели из сложившейся ситуации? Что думает об этом психолог?
Искренне поблагодарите Марью Ивановну за внимание к вашему ребенку, еще
раз напомните ей об особенностях психики малыша, выразите уверенность в
том, что такой опытный педагог, как она, наверняка найдет общий язык с
любым воспитанником.
Помните, строчку из песни: «…как вы яхту
назовете, так она и поплывет»? К гиперактивным детям она применима, как
ни к кому другому. Главная задача родителей таких малышей – привить им
самостоятельность, вселить уверенность в своих силах. В общении с ними
необходимо как можно чаще использовать похвалу и одобрение. А вот
физические наказания категорически запрещены: в противном случае из
гиперактивного ребенка родители рискуют вырастить ожесточенного,
«трудного» подростка. Сделайте кроху полноправным членом своей семьи.
Пусть у него будут свои обязанности. Накормить кошку, сходить за
хлебом, убрать игрушки – неважно, что. Главное – чтобы были видны
результаты труда.
Гиперактивность – не приговор. При грамотном
подходе, благополучной обстановке в семье, наличии мудрых, терпеливых
воспитателей и педагогов, есть все шансы, что малыш станет полноценно
развитой личностью. В очередной раз принимая решение наказать физически
своего беспокойного ребенка, задумайтесь: а так ли это необходимо? Чем
вызвано такое поведение малыша? И посетите для начала хотя бы детского
психолога.