Бывает так, что малышу уже больше года, а он почти не говорит. Или
пятилетний дошколенок с трудом соединяет маленькие детали конструктора,
хотя прекрасно знает схему его сборки. Или первоклашка не умеет
выводить палочки в прописях. Все эти проблемы можно исправить, развивая
мелкую моторику: рисуя, вышивая или лепя фигурки из пластилина вместе с
ребенком.
Да-да, задержка речи тоже тесно связана с работой
ручек: ведь на пальцах и ладошке много нервных окончаний, которые
связаны с речевым центром головного мозга. И стимулируя их — мы
стимулируем речь, а также мышление.
А еще такая работа ручками развивает фантазию и усидчивость. Но самое
главное — творчество дарит ребенку удовольствие и уверенность в своих
силах.
С
какого возраста надо заниматься развитием мелкой моторики? С рождения —
и до пенсии! И это не шутка: ведь ловкость рук можно развить как у
младенца (например, предлагая ему потрогать игрушки разной формы и
текстуры), так и у взрослого человека. Например, лепить из глины или
пластилина полезно музыкантам, хирургам, массажистам... Но особенно это
важно для художников, которые хотят сделать свои рисунки более
аккуратными, а линии — ровными. Лепка делает движения рук более
четкими, а значит — прорисовывать мелкие детали станет легче, улучшится
качество картин.
Конечно, до года малыш вряд ли сможет
осмысленно заниматься лепкой или рисованием. Поэтому ему лучше
развивать мелкую моторику в процессе игры — возиться с песком,
нажимать на кнопки, собирать пирамидку... А вот «годовасиков» вполне
заинтересует глина, пластилин, карандаши и краски. Главное — не
требовать от крохи «серьезного» отношения к творчеству: пусть мнет и
рвет пластилин или перемажется гуашью. Так юный исследователь
знакомится с окружающим миром.
Ближе к трем годам ребенку уже
интересно рисовать и лепить: он теперь не просто балуется, а пытается
сделать «нечто». И «чудесный цветочек» может вполне оказаться похожим
на бабку-Ёжку. Но главное, работая с пластилином и красками, ребенок
учится координировать свои движения и планировать.
Дошкольник и
младший школьник уже многое умеет, может как фантазировать, так и
создавать что-то по образцу. Теперь он может совмещать несколько видов
творчества одновременно: например, не только слепить из глины лисичку,
но и раскрасить ее, а из бумаги сложить для нее домик. А значит, с
каждым годом ребенку надо предлагать разные виды материалов - не только
бумагу, краски и пластилин, но и семена и листья растений, бисер, блестки,
веревочки... Все это будет стимулировать фантазию и побуждать ребенка
создавать более интересные поделки. Ведь развитие — это постепенное
движение от простого к сложному.
Обычно принято считать, что
поделки малышей не долговечны, и важен лишь сам процесс творчества, а
совсем не результат. Конечно, это отчасти верно: для детей рисование
или лепка — это в первую очередь увлекательная игра, а не труд, как для
взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем сильнее он хочет видеть
плоды своей деятельности. И, конечно же, положительную реакцию на них
родителей.
Некоторые психологи утверждают обратное: мол,
результат труда должен радовать в первую очередь самого ребенка, а
восхищение мамы и папы могут сделать малыша слишком зависимым от чужого
мнения. Но если не родители, то кто же будет поощрять позитивную
детскую деятельность? Как иначе ребенок поймет, что созидать — хорошо,
а вот ломать — плохо? Лично я считаю, что кособокая вазочка, с любовью
и интересом сделанная малышом, куда лучше, чем ее отсутствие.
В
философии многих народов есть такое понятие, как «внутренняя красота» -
она может быть как у человека, так и у вещи. И именно мама с папой
должны как можно раньше научить ребенка ценить не только внешний блеск,
но и внутренний свет — свет доброты, творчества, дружбы... Будет очень
здорово, если родители смогут сохранить результаты творчества малыша —
картинки, фигурки, вышивку... А через несколько лет, когда ребенок
подрастет, сказать ему: «Погляди, ты уже в 3 (5, 7...) лет мог сделать
что-то интересное, и если постараешься, то в будущем у тебя получится
еще лучше». Потом, когда ребенок повзрослеет, это поможет ему стать
уверенным в своих силах человеком, и маленькие неприятности — хоть в
учебе, хоть на работе — не смогут его сломить. Ведь теперь он будет
знать, что главное — приложить усилие, и все сложится удачно!
В
этом цикле статей мы поговорим о развитии мелкой моторики с помощью
лепки. Особенность этой подборки поделок в том, что с большинством из
них сможет справиться не только будущий школьник, но и трехлетний
карапуз — и каждому будет интересно. И, что немаловажно, почти все эти
поделки можно будет хранить несколько лет. Главное, чтобы родители были
рядом, помогали малышу, и если надо — слегка усложняли или упрощали
задания по принципу: «чем младше ребенок — тем меньше деталей и
украшений, чем старше — тем больше».